АРХИВ ЖУРНАЛОВ » 2013 Апрель » ОСОБЫЕ ДЕТИ

ОСОБЫЕ ДЕТИ

article_139_2.jpg (44 KB)ОСОБЫЕ ДЕТИ

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности. Их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети. Несправедливость такой ситуации очевидна. Дети с особенностями развития должны иметь равные возможности с другими детьми. Возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст им оптимальные условия обучения. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в образовательном процессе, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании. В нашей стране появилось немало дошкольных образовательных учреждений, внедряющих принципы инклюзивного образования. У идеи инклюзивного образования есть как сторонники, так и противники.

Ситуация глазами родителей с интернет-форумов

! Считаю, инклюзивное образование развивать необходимо, но делать это надо не формально, а выделять материальные ресурсы, готовить кадры.

! Инклюзивное образование необходимо развивать, чтобы не выделять и не обделять детей-инвалидов. Дети с особенностями будут тянуться за сверстниками, общаться, получать положительные эмоции.

! Формально все, что я читал и слышал об инклюзивном образовании, выглядело интересно и очень гуманно, пока я со своей семьей не столкнулся с реальностью. У нашей дочери тяжелый недуг, но нам хотелось, чтобы она общалась с другими детьми, поэтому и решили отдать ее в инклюзивную группу. Но, наверное, учреждение оказалось неподготовленным к такого рода деятельности. Психологи и воспитатели детского сада не понимали до конца, что им предстоит, и поначалу все видели в розовом цвете. Но ведь инклюзивное – это не просто совместное пребывание детей с особыми потребностями и здоровых детей в одном дошкольном учреждении. Дети должны не только присутствовать, но и участвовать в процессе, да и не только дети, а и их родители, но мнения родителей были часто противоположными, а дети вообще не понимали, чего от них хотят. Не хватало знаний и воспитателям о проблемах инвалидности. Постепенно приветливые улыбки воспитателей и нянь стали меняться на сочувствующие взгляды, а потом и вовсе стало казаться, что дети с особыми потребностями стали обузой для персонала. Раньше других это заметил наш ребенок, стал отказываться ходить в сад. В скором времени мы вернулись в специализированную группу.

! Я против инклюзивного образования. По следующему ряду причин. Во-первых, наши детские учреждения и подготовка преподавательского состава не дают возможности так же качественно заниматься с такими детьми, как это было бы в специализированных учреждениях. Так что это плохо в первую очередь для детей- инвалидов.

Во-вторых, такое обучение нехорошо и для нормальных детей. У нас стандартная программа, а не индивидуальный подход к обучению. И в обычном классе есть отличники, середнячки и неуспевающие. Не понимаю, зачем мучить детей. Если учитель ориентируется на серую массу, инвалидам будет в десять раз сложнее, чем неуспевающим. Если на отстающих, к ЕГЭ класс и вовсе подойдет неподготовленным.

! У нас как всегда. Идея хороша, а ее выполнение... Нет ничего плохого в том, чтобы инклюзивным были внеклассные занятия. Кружки. Пусть бы даже такие особенные дети учились в обычной школе и общалась с нормальными детьми на перемене. Вот так было бы для всех хорошо.

! Многие родители высказываются о том, что государственные детские сады не до конца продумали систему пребывания и обучения детей в смешанных группах. Не продумано, как это совместное пребывание отразится и на особых и на детях без особых образовательных потребностей. Достаточно ли внимания педагогов получат те и другие дети инклюзивной группы?

! Сколько и какие педагоги будут работать в этой группе? По какой программе инклюзивная группа будет заниматься?

! Нет должного просвещения родителей детей и педагогов, которые будут находиться в такой смешанной группе.

! Я считаю, что все должно происходить с осторожностью, постепенно. Должны быть обучены и подготовлены соответствующие кадры, которые смогут правильно выстроить свою работу со всеми детьми инклюзивной группы, грамотно консультировать родителей.

! В частных детских садах ситуация с включением особых детей в обычные не специализированные группы гораздо гибче. Не обязательно приводить и оставлять детей с особыми образовательными потребностями на весь день. Можно начать с посещения индивидуальных занятий со специалистами и приводить ребенка на массовые театрализованные представления. Потом, когда ребенок адаптируется к новым людям, детям, помещению, можно под присмотром специалиста приходить и включаться в различные режимные моменты в обычную группу детей детского сада. Постепенно и будет происходить социализация особого ребенка. Конечно, не все дети с особыми образовательными потребностями смогут окончательно и наравне со своими сверстниками до конца адаптироваться и посещать детский сад, но даже то немногое, но регулярно проведенное время в смешанной – инклюзивной группе, поможет одним детям стать добрей, а другим почувствовать себя среди друзей, а не в одиночестве.

! Каждый родитель видит своего малыша исключительным, особым, не таким как все. Но в мире есть мамы и папы, которые отдали бы все на свете, чтобы их ребенок стал самым обычным.

! Семьи, в которых растут особые дети, сталкиваются с множеством трудностей, которые, порой, и не знакомы другим родителям, а где неизвестность, там плодятся страхи и предрассудки.

! Считается, что дети-инвалиды, малыши с выраженными особенностями развития, физическими недостатками рождаются только в семьях алкоголиков и наркоманов. Однако это не так. Это может случиться в любой семье, независимо от уровня достатка и культурного развития.

Подготовила:
Анна Шустик