\
«Мама, купи!», – слышите вы, едва переступив порог магазина. И это означает только одно: пришло время научить ребенка обращаться с деньгами.
Первые познания о деньгах дети получают в 2-3 года, и чем старше они становятся, тем лучше начинают понимать, каким образом устроены товарно-денежные отношения нашего мира. В то же время, без должного внимания со стороны родителей к финансовой теме, ребенку будет очень трудно осознать, откуда берутся деньги, и как с ними нужно обращаться, и это может стать большой проблемой, как для него, так и для окружающих его людей, когда он станет старше. Так, как же помочь ребенку осознать ценность денег и научить его правильно ими распоряжаться?
Для начала, поговорите с ребенком: объясните, что такое деньги, каким образом они появляются в вашей семье и для чего нужны. Сделайте акцент на том, что деньги тратятся не только в магазине, но что часть вашей зарплаты уходит на оплату жилья, автомобиля и т.д. Обязательно расскажите ему о том, что если они закончатся слишком рано, у вас не будет возможности покупать ребенку фрукты и глазированные сырки (назовите тот продукт, который ребенок любит и который регулярно присутствует в его рационе).
Договоритесь с ребенком, что «маленькие радости» он теперь покупает себе сам, на свои карманные деньги.
В магазине при ребенке старайтесь расплачиваться наличными, а не кредитной картой: наличные более осязаемы и понятны ребенку. Видя, что при оплате покупок на кассе, вы отдаете часть денег, находящихся в вашем кошельке, ребенок поймет, что купленные предметы вы получили не просто так. Кредитка же создает иллюзию бесконечности: ребенку начинает казаться, что ваша карта – словно волшебная палочка: достаточно ее протянуть, и все, что захочешь, станет твоим. Даже деньги не нужны.
Если ребенок начал интересоваться вопросом денег или просто постоянно требует покупать все, что ему понравится, то подарите ему копилку (лучше всего стеклянную, так как тогда ребенок будет видеть, как количество монеток в копилке растет или уменьшается). В эту копилку, регулярно, вместе с ребенком, кидайте монетку. При этом, чем младше ребенок, тем чаще это нужно делать (можно даже каждый день), но номинал монеток должен быть небольшой. Обязательно объясняйте ребенку, что он может сделать с имеющейся у него суммой: «Вот сейчас ты можешь пойти и купить себе шоколадку, а можешь еще немного подождать и купить машинку, которая тебе понравилась на прошлой неделе». При этом договоритесь с ребенком, что «маленькие радости» он теперь покупает себе сам, на свои карманные деньги. Поначалу будет непросто устоять перед очередным «хочу» в магазине, но со временем и у вас и у ребенка это перестанет вызывать сложности. Таким образом, малыш научится планировать свои расходы, будет терпеливо ждать появления у него нужной суммы для «крупной» покупки и перестанет дергать вас при виде очередной красивой конфеты или симпатичного зайчика.
Время от времени, по большим праздникам, (например, Новый год, день рождения) можно выдавать ребенку более крупную сумму, чем он получает от вас регулярно для того, чтобы он мог купить себе какой-то крупный подарок. Но не стоит очень усердствовать и давать малышу слишком много (исключением может быть тот случай, когда вы точно знаете, на что именно ребенок хочет потратить эти деньги, и даете сумму четко соответствующую необходимой). Ведь став обладателем таких крупных средств ребенок, скорее всего, просто растеряется, и не будет знать, как поступить с неожиданно свалившимся на него богатством. В результате, он либо потратит эти деньги на какую-нибудь ерунду, либо вообще откажется их тратить, заняв позицию Кощея, чахнущего над златом. Именно поэтому денежная сумма, подаренная ребенку не должна превышать его совокупного «дохода» за 6 месяцев.
Пусть, перед выходом из дома, малыш подумает и решит, на что он хочет потратить имеющуюся у него сумму.
Обязательно показывайте ребенку на своем примере как нужно правильно обращаться с деньгами. Если вы приходите в магазин, и, гуляя по всем отделам, хватаете с полок все, на что упадет взгляд, а потом, вернувшись домой, неожиданно вспоминаете, что забыли купить самое основное и важное, например, молоко или хлеб, то вряд ли вам удастся научить ребенка с умом подходить к тратам. Перед походом в магазин обязательно составляйте список покупок и показывайте ребенку, что вы придерживаетесь намеченного плана, не идя на поводу у сиюминутных желаний. Помогайте ребенку так же поступать с его карманными деньгами: пусть, перед выходом из дома, малыш подумает и решит, на что он хочет потратить имеющуюся у него сумму
В магазине, напомните ему, что он хотел купить, но не стоит настаивать, если ребенок передумал и решил потратить свои финансы на что-то другое: деньги его и только ему принимать окончательное решение как ими распоряжаться. При этом обязательно объясните ему, что теперь он сам отвечает за свои действия в отношении личных трат: и если он вместо киндер-сюрприза купил себе медвежонка Барни, то следующий «киндер» он сможет получить только тогда, когда снова накопит необходимую для этого сумму. Так вы научите ребенка задумываться о том, действительно ли ему что-то хочется, или его просто привлекла яркая упаковка, содержимое которой ему, на самом деле, не очень интересно.
Если ребенок уже освоился с карманными деньгами, то можно предложить ему попробовать деньги не просто получить, а заработать. Для этого поручите ему какое-нибудь посильное дело, и, если он его хорошо выполнит, выплатите ему зарплату. Тут важно учитывать несколько нюансов: не стоит платить ребенку за выполнение бытовых обязанностей и помощи родителям по дому. Если ребенок хорошо застилает постель, всегда вовремя убирает свои игрушки и помогает вам пылесосить, то это заслуживает похвалы, а вовсе не денежного поощрения. Но вот если вы работаете дома, и часть вашей работы перепоручаете ребенку (например, аккуратно распустить неудавшийся свитер или вложить сто открыток в конверты и запечатать их, помыть ваше рабочее оборудование и т.д.), то за ее выполнение ребенок вполне может получать вознаграждение.
Если же подобных дел в вашей семье не бывает, то в качестве «работодателей» могут выступить ваши друзья, родственники или соседи. Придумайте, какое поручение они могли бы дать вашему ребенку и решите, какого вознаграждения оно заслуживает. Обговорите все детали с будущим «работодателем» и дайте ему приготовленную зарплату. Даже для самых маленьких «работяг» можно придумать какую- то работу: возможно, это будет полив цветов, или приготовление домашнего конфетти к празднику (его можно нарезать ножницами или дыроколом из разноцветных листочков), а можно пойти по золушкиному пути и предложить малышу отделить фасоль от риса, которые, якобы, совершенно случайно упали и перемешались. В общем, немного фантазии и вы сможете придумать массу занятий своему чаду. А уж сколько радости принесут ребенку его «кровно заработанные» деньги!
Большинство детей, почувствовав вкус заработанных ими денег, потом больше не хотят получать карманные деньги. Именно поэтому стоит продумать, как сделать заработок своего ребенка регулярным и не забывать предоставлять ему возможность проявить себя и получить вознаграждение за свои старания.
Любую информацию ребенок лучше всего осваивает в игре. И именно игра станет вашим лучшим помощником для воспитания в ребенке правильного отношения к деньгам. Поиграйте в магазин с малышами: приготовьте деньги (нарежьте их из разноцветной бумаги), выберите товар на продажу, оформите витрины. Во время этой, казалось бы, простой игры, вы можете многому научить своего ребенка: например, объяснить некоторые маркетинговые уловки. Возьмите обычный камень, заверните в красивую подарочную упаковку и украсьте бантом. А потом очень вкусную конфету, которую любит ваш ребенок, и положите, например, в спичечный коробок. Покажите ему на этом примере, что не всегда красивая упаковка говорит об интересном и вкусном содержимом. И, наоборот, за скромной оберткой, порой, скрывается что-то хорошее. Так вы научите ребенка оценивать предполагаемую покупку и задумываться о том, на что ему лучше потратить имеющиеся у него деньги.
Для детей постарше приобретите игру «Монополию» или ей подобную. Играя, ребенок лучше осознает роль денег в современном мире, научится планировать и эффективно распоряжаться финансами.
Обязательно хвалите ребенка каждый раз, когда он сумеет удачно распорядиться имеющимися у него средствами. Если же что-то пошло не так, и ребенок потратил все деньги на какую- то ерунду, то, ни в коем случае не ругайте его. Поговорите с малышом и объясните, что, на ваш взгляд он сделал не правильно, и как можно было поступить иначе. В будущем он обязательно учтет свои ошибки, и научится правильно распоряжаться деньгами.
Подготовила:
Мария Лебедева