Из 10 детей сейчас хорошо говорящих на свой воз- раст мы имеем 2-3 человека, остальные — с различными задержками речи.
Мы побеседовали с логопедом высшей категории Ольгой Борисовной Моисеевой и получили ответы на самые популярные вопросы родителей о детской речи.
Сейчас дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 15-20 назад. Это связано и с экологией, и с особенностями течения беременности у мамы, и с осложнениями при родах. Из 10 детей сейчас хорошо говорящих на свой возраст мы имеем 2-3 человека, остальные — с различными задержками речи. К двум годам ребенок должен уметь произносить простейшие фразы из двух слов: «мама дай», «мама иди», «кто пришел» и т. д. Мальчики начинают говорить позже, чем девочки, ближе к 3 годам. Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, не связывает слова в фразы, то это уже задержка.
У каждого ребенка есть педиатр, который наблюдает его с рождения, видит, как он развивается, когда начинает держать головку, переворачиваться и т. д. Если ребенок все делает с задержкой, если что-то не так было во время беременности и родов, с большой вероятностью будут и проблемы с развитием речи. Обычно к логопеду отправляет педиатр или невролог. Хорошие результаты получаются именно при комплексном подходе к проблеме. Невролог может назначить препараты, обследования, возможно, потребуется сделать энцефалограмму головного мозга, доплер шейного отдела позвоночника. Логопед посоветует специальные упражнения, гимнастику, логопедический массаж.
Если к трем годам ребенок говорит буквально 10-15 слов, не связывает слова в фразы, то это уже задержка.
Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку. Особое внимание нужно уделять подушечкам пальцев.
Мелкая моторика тесно связана с речью. Очень хорошо помогает лепка, игры с пластилином и крупами, когда крупинки вдавливаются пальцами в пластилиновый узор.
Занимаясь изо дня в день пальчиковой гимнастикой, массажируя пальчики, мама помогает ребенку подготовиться к первым словам. Если родители хотят, чтобы ребенок без проблем заговорил, нужно обязательно с ним заниматься даже в том возрасте, когда, казалось бы, до первых осмысленных слов еще далеко. Также стоит уделить внимание развитию фонематического слуха. Фонемы — это слова, близкие по звучанию, например: крыса — крыша. Развитие фонематического слуха у маленьких детей очень важно для формирования речи в дальнейшем, для профилактики дисграфии в школе. Есть простой способ для развития фонематического слуха. Можно насыпать в пустые бутылочки или баночки, например, из-под детских йогуртов, разные крупы: горох, манку, рис. Если потрясти эти баночки, они будут звучать по-разному. С ребенком можно угадывать, где какая крупа, меняя баночки, увеличивая их количество. С детьми постарше можно играть в повторение похожих звуков: «за-за-са», «за-са-за», «ка-гага», «во-го-во» и т. д.
Нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом – активный, слова, которые ребенок произносит.
Речевые зоны у нас находятся на кончиках пальцев, есть простые упражнения, которые может делать любая мама: катать по ладони ребенка маленький массажный мячик с пупырышками, рассказывая стишок или потешку.
Есть очень хорошие упражнения для формирования речевого выдоха. Задача — научить ребенка дуть, правильно выдыхать. Хорошо подходят для этого вертушки из фольги, которые нужно заставить крутиться, подув на них, мыльные пузыри, бульканье через соломинку в стакане с водой. Для того чтобы ребенок училс я не « п роглат ы ват ь» зву к и, не торопиться, произносить слова полностью, есть упражнение с хлопками в ладоши. Мама хлопает в ладоши на каждый слог, а ребенок повторяет за ней слова, разделяя на слоги, по хлопкам. Сколько ребенку лет, столько слогов в норме ребенок должен произносить. Например, в два годика: «ма-ма», «па-па» и т. д. В три года слова из трех слогов: «со-ба-ка», «кон-фе-та». Ну и, конечно, нужно много читать вслух, разговаривать с ребенком. Сначала накапливается пассивный словарь, слова, которые ребенок слышит и понимает, а потом — активный, слова, которые ребенок произносит.
Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже — занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневроз хорошо лечится и проходит без последствий.
Сначала встают свистящие звуки, потом шипящие звуки, «трудные буквы» «Р» и «Л» обычно встают к 4-5 годам. Начинать постановку звука «Р» нужно с рычания, когда тренируется просто один звук «Р-р-р-р-р». Потом добавляется гласная буква, чтобы получился слог, например, «РА», «РУ». Потом — обратный слог: «АР», «УР». Повторять эти упражнения нужно часто, каждый день, это — непростая совместная работа с ребенком. Хорошо, когда у родителей получается проводить ее в виде игры.
Одна из основных причин заикания — логоневроз, когда ребенок долго не говорил, заговорил поздно, начал догонять сверстников. Информации много, он все уже знает, все хочет сказать, а как сказать, еще не знает. Он торопится, нервничает, и, как следствие, начинает заикаться. В этом случае нужно обязательно следить за тем, чтобы ребенок не был перегружен, не переутомлялся. Ограничить или даже исключить на время телевизор и компьютер, массовые зрелищные мероприятия. Нужно вовремя обратиться к невропатологу, назначить лечение, потом уже — занятия с логопедом. Если вовремя отреагировать, не запустить проблему, логоневроз хорошо лечится и проходит без последствий.
Если показания есть, и подъязычная связка действительно короткая, рекомендуется подрезать пораньше. Чем раньше, тем легче эта процедура переносится. Часто на прием попадают дети 4-5 лет с серьезными проблемами с произношением звуков, потому что язык просто не поднимается настолько, насколько нужно. И все равно приходится подрезать, но это уже и более тяжелое психологическое переживание для ребенка, и сама процедура сложнее — приходится накладывать шов. Большое спасибо за беседу!