СТАТЬИ > Гиперактивный ребенок.

Гиперактивный ребенок.

 

Как жить с гиперактивным ребенком.

Ваш ребенок неугомонный, импульсивный, крайне подвижный, не сидит ни минуты спокойно? Одним словом, очень активный, трудный ребенок или, говоря научным языком, гиперактивный. Но очень активный и гиперактивный ребенок — это две большие разницы. Первый и самый важный совет: не стройте догадки и предположения, обратитесь за квалифицированной консультацией к специалисту.

Но прежде, чем прибегнуть к, казалось бы, совсем безобидным лекарствам, улучшающим сон и усмиряющим характер, подумаем о том, что есть просто дети, для которых в определенном  возрасте все это характерно, и есть очень эмоциональные дети, у которых все эти признаки возведены в квадрат. Кроме безграничной любви и заботы, и тем, и другим нужен режим, ну и еще несколько приемов в воспитании.

 

Традиции и ритуалы.

Дети быстро привыкают к традициям, ежедневно свершающимся действиям и ритуалам. Это дает ощущение стабильности и комфорта. Поэтому так важно соблюдение режима. (Причем, желательно сохранять его и в путешествиях). Есть и ложиться спать в одно и то же время, перед сном гасить верхний свет, включать ночник, читать книги или рассказывать истории. Ужинать в кругу семьи в спокойной обстановке, когда едят все (в идеале), а не один лишь малыш, а мама еще хлопочет на кухне или папа одним глазом смотрит в телефон. Это способствует правильному пищевому поведению, которое у активных детей тоже бывает расстроено. Любые традиции, которые вы придумаете и будете исправно соблюдать, пойдут на пользу. 

Перед сном стоит пройтись-поговорить о происшедшем за день. Не ругайте ребенка (ругать надо в момент происшествия, а не через энное количество часов), а просто поговорите о чувствах другого человека ("что почувствовал папа, когда ты..."), об эмпатии и симпатии к нему, об ином возможном поведение или решение. 

 

Умеренная активность.

Говорят, чтобы ребенок крепко спал ночью, за день он должен как следует устать. Только не очень эмоциональный ребенок. В нашем случае, чтобы легче уснуть вечером, днем тоже нужно хорошо поспать. Также перевозбуждение возникает от «перегуливания», активных игр перед сном, длительного «общения» с экраном планшета или телевизора.

 

Дозированные впечатления. 

Появление в жизни ребенка большого количества новшеств, будь то частые поездки, незнакомые люди, мешок новых игрушек, вызывающих бурю эмоций, с которыми трудно справиться, лучше дозировать. Мы практикуем такой график: 1 день – 1 новое впечатление, несколько подарков растягиваем на недели, чтобы ребенок оценил каждую игрушку.

 

Не стоит самим создавать сложные ситуации.

Не стоит, вести ребенка в гости к родственникам на квартиру cо всякими вазами и хрусталем. Чем сидеть на иголках, постоянно одергивать и извинятся ... можно просто встретиться с этими родственниками на природе или у себя дома.

Значительно легче предотвратить неприятности, чем их разрешать. Например, если вы знаете, что ребенок начинает себя плохо вести, перевозбудившись, а перевозбуждается он от телевизора, не стоит разрешать ему смотреть ТВ больше получаса. Или если вы знаете, что ребенок начинает себя плохо вести от скуки, а  ожидается что-то скучное (поездка в машине, стояние в очереди) дайте ему какое-то задание. Так же и дома.

Если неприятности "уже пришли", можно выйти на площадку - разрядиться на воздухе, сделать дыхательные упражнения, пообниматься, поговорить-шепотом под тихую музыку. Каждому подходит свое.

 

Простые задания. 

Чтобы добиться от ребенка результатов, задания должны быть простыми и понятными. «Собери игрушки, вымой руки, и потом мы пойдем ужинать» – пример фраз, которые не стоит употреблять. Сначала ждем, пока будут собраны игрушки, затем выполняем следующее действие. И тут еще важны правила, которые должны соблюдаться вне зависимости от места и времени. Если дома малыш собирает игрушки сам, то и у бабушки тоже. Если дома чего-то делать нельзя, потому что это опасно, то нигде нельзя. О таких правилах, прежде всего, стоит договориться с родственниками. Ребенок будет гораздо меньше нервничать.

Что касается выработки усидчивости, то ребенку, что бы он ни делал, нужно дать возможность поковыряться в этом самому, даже если делает он все неправильно, будь то какое-то занятие, попытка одеться. Одно дело показать, как правильно, другое дело – дать ребенку поиграть одному, если он увлекся. Мы отдыхаем, пока малыш познает мир. А все, что мы ему показываем, он запомнит и воспроизведет потом сам. Для ребенка в меру насыщенный положительными эмоциями и обучающими занятиями день с соблюдением режима и традиций будет хорошей базой для развития.

 

Положительные эмоции.

Гиперактивным детям требуется больше внимания и любви.  Поощряйте положительное поведение, не акцентируясь на наказаниях. Один из самых эффективных способов – наклейки (или звездочки). К примеру, ребенок день не ругался - к вечеру прибавляется наклейка. За 10 наклеек он получает заранее заказанный им подарок.

Отсутствие негативных эмоций – это прописная истина. Чем меньше, тем лучше для всех. То, что вы делаете, должно иметь понятный смысл для ребенка, ведь он все впитывает, как губка.