СТАТЬИ > Как помочь ребенку заговорить.

Как помочь ребенку заговорить.

 

Следует сказать, что речь – это один из самых сложнейших механизмов высшей нервной деятельности. В процессе речи участвуют несколько анализаторов: специальные центры в коре головного мозга. Они преобразуют поступающую информацию и отдают соответствующие сигналы, которые по проводящим путям доходят до артикуляционного аппарата — мышц лица и языка. Они изменяют просвет голосовой щели в гортани, и при прохождении воздуха получается звук. А у кого-то приятный тенор или звучный бас… И ни один взрослый не задумывается, как это сложно. Он забыл, с каким трудом осваивал этот навык, будучи ребенком! А вот деткам он дается не сразу, некоторым — с большим трудом!

Причин здесь много, они могут быть разные, ведь у каждого малыша есть какая-то своя особенность. Для успешного освоения речевого навыка ребенок должен, прежде всего, хорошо слышать, так как речевое развитие начинается не с момента произнесения первых слов, а гораздо раньше. Малыш до года активно гулит и внимательно слушает речь окружающих, поэтому, дорогие родители, разговаривайте со своим ребенком как можно больше и чаще! А он, как только сможет, начнет подражать вам, повторяя знакомые слова.

Можно обозначить следующие этапы развития речи у детей. Первый год жизни — это активное гуление, воркование, реакция на обращение. От года до двух лет — произнесение десяти простых слов и понимание более двадцати. В два года — соотнесение знакомых слов с предметами, активная речь. В три года — связанный характер речи, усложнение предложений, использование интонации, первые вопросы. На четвертом году — сложные предложения, способность отвечать на вопросы.

Но не у всех детей развитие речи проходит в данных рамках, поэтому не забывайте, что каждый ребенок — это индивидуальность, а у некоторых малышей — свой особый мир, в который взрослым попасть не так-то просто. С такими человечками, конечно, лучше работать с помощью психолога.

В помощь логопеду сегодня все чаще и чаще приходит остеопат. Он как раз может помочь устранить те напряжения или дисфункции, которые есть в мышцах, связках и восстановить способность к четкой, хорошей артикуляции. Не будем забывать и про нервы, которые ответственны за иннервацию и согласованную работу всех элементов речи. Они проходят определенный путь, следуя из полости черепа к месту назначения, и в результате микротравматизации в родах могут быть чуть напряжены или, наоборот, сжаты, что скажется на их функции и, соответственно, на речи. Мы уже упоминали, как важно, чтобы у ребенка был хороший слух, а частые отиты и другие ЛОР-заболевания могут его снижать, и в этом тоже очень эффективно может помочь остеопатия.

Задержка речи у ребенка, а также различные формы ее нарушения — заикания и т. д. приводят к определенным сложностям, как в адаптации ребятишек к детским учреждениям, так и к снижению успеваемости в школе. Особые трудности возникают с правильным написанием слов. Поэтому так важно вовремя оказать ребенку всю возможную помощь с комплексным привлечением всех специалистов. Сегодня остеопатиче­ская помощь таким детям стала доступнее, а чем раньше она начата, тем лучших результатов можно достичь.